Луговой парк и фонтанный водовод
частично сохранившиеся достопримечательности

Скульптуры
у Розового павильона

Скульптуры Розового павильона и Лугового парка

В отличие от самого Розового павильона, часть скульптур удалось сохранить. Они находятся в Нижнем парке и Царицыном павильоне. Уцелело и несколько статуэток, переживших эвакуацию в Сарапул и ныне выставленных в Царицыном и Ольгином павильонах.
Гермы Теребенева

Перед южным фасадом устроена галерея с вьющимися растениями (пергола) с восемью гранитными гермами. Гермы выполнены из сердобольского гранита скульптором А.И.Теребеневым - автором знаменитых атлантов Эрмитажа. Как и многое другое в парке, гермы - это "неликвид" строительства в Петербурге.

Каждая герма составлена из двух половин, соприкасающихся друг с другом задними, неполированными частями.
Теребенев изготовил эти гермы для Нового Эрмитажа, для которого он создал знаменитых атлантов. Они должны были украшать окна второго этажа восточного фасада - там, где находятся Лоджии Рафаэля. В дальнейшем архитектор Л. Кленце переработал проект, и уже изготовленные гермы оказались не нужны для этого здания. Лоджии Рафаэля имеют 17 окон, для них были сделаны 17 герм. В 1845 г. гермы, ставшие ненужными, были предложены А. И. Штакеншнейдеру для одного из строившихся им зданий. Штакеншнейдер решил использовать их для Розового павильона. Из 17 герм были использованы 16, составленные попарно и образовавшие 8 столбов. В 1846 г. гермы были доставлены в Луговой парк в сопровождении самого Теребенева, который и наблюдал за их установкой.

Во время войны часть герм чудом уцелели, и в 1960-е годы были перенесены в Английский парк в ожидании, что Розовый павильон будет восстановлен. После того, как стало понятно, что судьба павильона неопределена, сохранившиеся гермы Теребенева перенесли в запасники ГМЗ "Петергоф". Одна из герм выставлена в Нижнем парке Петергофа, недалеко от сада Бахуса, в составе исторических стендов об истории Нижнего парка.

Гравюра начала 20 века, фотографии 1950-х года (современное колорирование не передает печального состояния):
Современное фото герм:


Гермы Теребенева - проект современной скульптуры

На выставку "Луговой парк. Возрождение" скульптором Антониной Фатхуллиной представлены макеты современной скульптуры - реплики герм Теребенева.
Подробнее о макете и выставке - по ссылке

Ниже - AR-модель макеты скульптуры, которую можно поставить перед руинами Розового павильона с южного фасада.

AR-модель - это дополненная реальность, она открывается с телефона и размещается на любой плоской поверхности.
На компьютере модель можно посмотреть в формате 3D. Дополненная реальность открывается только с телефона.

Инструкция как открыть AR-модель c телефона - по ссылке
;; Макет гермы 2
;; Макет гермы 1
Скульптура "Спящая Венера"

Первоначально скульптура находилась в перголе южного фасада Розового павильона («Озерки») Лугового парка.

Из воспоминаний Александра Николаевича Бенуа: "Традиция требовала остановиться у Озерков. Все, кроме бабушки и других пожилых дам, вылезали из экипажей и шли смотреть мраморную спящую даму. Стояла эта прекрасная скульптура под увитой плющом перголой, жерди которой поддерживались столбами из серого гранита с головами бога Морфея: для того же, чтобы увидать самое спящую красавицу, надо было дать на чай дворцовому лакею, и тогда он подымал подвешенный на блоке, целомудренно скрывавший наготу дамы кубический холщовый колпак."

Статуя каррарского мрамора исполнена по заказу императора Николая I болонским скульптором Ч. Баруцци. Погруженная в сон Венера возлежит на скале, прикрытая драпировкой. У нее в изголовье изображены два голубя — атрибуты, символизирующие любовь и супружеское счастье. Скульптура доставлена в Петербург на корабле «Жан Диксон» в мае 1848 г. Известно, что мастер получил за нее 12 000 франков. В 1930 г. перемещена на Царицын остров и установлена в Собственном садике Александры Федоровны. Во время Великой Отечественной войны оставалась на своем месте. После войны обнаружена на территории острова в поврежденном состоянии и перемещена в петергофские музейные фонды. Отреставрирована к 2005 г. и установлена на террасе Царицына павильона.

Постамент статуи - четырехгранный прямоугольный пьедестал белого мрамора, состоящий из трех частей – основания, центрального блока и карнизной плиты. Пьедестал представляет собой воссоздание мраморного постамента (1847), исполненного в мастерской А. Трискорни. В 1848 г. на нем установили статую «Спящая Венера» в перголе павильона «Озерки» (Розового). В годы Великой Отечественной войны утрачен. Воссоздан в 2005 г. по изобразительным материалам из архива ГМЗ «Петергоф» и установлен на террасе Царицына павильона.

Сейчас мраморная статуя "Спящая Венера" (в некоторых источниках "Спящая нимфа") стоит на террасе Царицына павильона.

Фрагмент гравюры 19 века и фото 1944 года:
Современные фотографии:
Скульптура "Афина Джустиниани"

Статуя "Афина Джустиниани" ("Паллада Джустиани")— повторение известного античного оригинала. Создана в 1846 году скульптором Ф.Франки из Каррары. Документы о заказе данной скульптуры не выявлены. Представляет собой тип Афины Паллады (воительницы и защитницы). Античный оригинал (римское повторение I века н. э. несохранившегося греческого оригинала V века до н. э. круга Фидия) принадлежал знатному венецианскому роду Джустиниани, поэтому за статуей закрепилось ныне существующее название. Античный оригинал находится в музеях Ватикана. Петергофская «Афина» стояла у Розового павильона (павильон «Озерки»), перемещена в Сад Венеры в 1926 году. В годы войны она была укрыта в подземном тайнике. Извлечена из захоронения в декабре 1944 года, после реставрации установлена на свое место в Саду Венеры весной 1945 года. Простояла там до 1978 года. Затем была перемещена к Секторальному пруду с южной стороны дворца Марли.

Пьедестал прямоугольного сечения, с профилированными карнизом и базой, изготовлен во второй половине XVIII столетия в мастерской Академии художеств. Происходит из собрания Елагина дворца. Находился под мраморной статуей Екатерины II, которая в 1932 году поступила в Петергоф и была установлена на кирпичном пьедестале у Екатерининского корпуса. Гранитный пьедестал под «Екатериной» поступил в Петергоф в 1936 году и хранился в фондах. Планировалось, что «Екатерину» установят на «родном» гранитном пьедестале, но это не было осуществлено, и пьедестал не был установлен. После войны сохраненную в укрытии статую Екатерины II поместили в интерьер Екатерининского корпуса, а ее гранитный пьедестал хранился в фондах. Он был установлен под статуей «Афина Джустиниани» у Секторального пруда в 1978 году

Ссылка на Яндекс-Картах на место расположения Афины https://yandex.ru/maps/-/CCUNaHcItB. Она расположена недалеко от фрагмента гермы Теребенева.

Фрагмент гравюры 19 века и фото 20 века:
Современные фотографии:
Памятник "264-му ОПАБ"

264-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон был сформирован из рабочих Адмиралтейского завода и студентов Кораблестроительного института (всего 1100 человек) оборонял укрепрайон, расположенный у платформы Фонтаны (между Новым и Старым Петергофом), на Бабигонских высотах (деревни Сашино, Костино, Низино, Санино), а также у населенных пунктов Марьино и Ольгино. Укрепрайон был построен из расчета, что немцы атакуют с запада, а они атаковали с юга и востока. Тем не менее, ополченцы продержались 5 дней - с 17 по 22 сентября. К сожалению, за этот успех им пришлось заплатить очень дорого - к 25 сентября в батальоне оставалось около 150 бойцов.

В память о погибших местными жителями был установлен памятник. Для постамента они использовали сохранившийся в Луговом парке постамент статуи "Афина Джустиниани". Следы от осколков напоминают о военном времени, сама же сохранившаяся статуя стоит на неповрежденном постаменте от памятника Екатерины II.

Современные фотографии памятника:
Скульптура "Амур на дельфине"

Две парные группы «Амур на дельфине» были заказаны итальянскому скульптору Т. Анжелини «по высочайшей воле» в 1846 году. В 1848 году доставлены в Петергоф и использованы в убранстве ансамбля Розового павильона в Луговом парке. Располагались на облицованной гранитом стенке Самсониевского пруда, у павильона. В 1926 году перемещены в Нижний парк и установлены по сторонам Морского канала. В годы войны были укрыты в подземном тайнике. Извлечены из захоронения в ноябре 1944 года. После войны реставрированы и установлены на западной стенке бассейна фонтана «Солнце» (Менажерейного пруда) в 1956 году.

Ссылка на Яндекс-Картах на место расположения Амуров https://yandex.ru/maps/-/CCUNaHtjDD.

Фрагмент гравюры 19 века и фото 20 века:
Современные фотографии:
Статуя Александры Федоровны

В нише Розового павильона установлена статуя императрицы Александры Федоровны, супруги создателя парка Николая I.

Первый вариант этой статуи мастер создал в 1827 г. по заказу короля Фридриха Вильгельма III для Шарлоттенбурга. Николай I заказал скульптору повторение статуи с условием внести в композицию некоторые изменения, в частности убрать венок на голове императрицы. Русский заказ Вихман исполнил к 1831 г. Скульптура была установлена в Гостиной Николая I в Зимнем дворце. Погибла при пожаре в Зимнем дворце в декабре 1837 г. Воссоздать статую по имеющейся гипсовой модели и, кроме того, выполнить скульптуру небольшого размера, «выбрав на то лучший кусок из прогоревшей большой статуи», поручили скульптору Д. С. Савельеву, который завершил работу в 1841 г.

Именно с этой статуи 1840 г. в литейной мастерской И. А. Гамбургера были изготовлены гальванопластические копии в натуральную величину для убранства Розового павильона Лугового парка Петергофа. В 1927 г. статуя Александры Федоровны из Розового павильона была передана в Царицын павильон. Во время Великой Отечественной войны скульптура погибла. В военные годы были утрачены также и другие гальванопластические статуи — в городе Умани и в усадьбе Лейхтенбергского в Петергофе.

Сохранились другие варианты этой скульптуры. Мраморная статуя выставлена в Эрмитаже. Небольшая статуэтка, которая представляет собой уменьшенную копию с мраморной статуи работы К. Ф. Вихмана, выставлена в экспозиции Царицына павильона.

Фрагмент гравюры 19 века и фото 20 века:
Современные фотографии:
Скульптура Психеи и другие скульптуры

С северной стороны павильона спускается красивая лестница, по уступам которой поставлены вазы и два бронзовых кентавра. Перед лестницей разбит газон, украшенный мраморной статуей Психеи.

На островке Круглого пруда стояла скульптура мраморной нимфы. С южной стороны павильона, у небольшого водоската среди кустов стоит мраморная купальщица. Изображений нимфы и купальщицы не сохранилось.

Скульптура Психеи. Фрагмент гравюры 19 века и фото 20 века:
Колонны у Розового павильона

2 февраля (21 января по ст. стилю) 1846 года А.И. Штакеншнейдер сообщил в Петергофское дворцовое правление о том, что Николай I приказал взять из Инженерного (Михайловского) замка четыре колонны тивдийского красного мрамора с мраморными базами и перевезти их на место строительства павильона. Перевозкой колонн занимался ораниенбаумский купец Тропин, но колонны оказались длинными, и их пришлось укорачивать.

Две из четырех мраморных колонн являлись частью галереи северного фасада Розового павильона, а две другие входили в архитектурную композицию южного фасада рядом с портиком из герм А.И. Теребенева.

После немецкой оккупации Петергофа в 1941 году на башне павильона немцы устроили пункт корректировки, и для его подавления павильон подвергался обстрелу артиллерией из Кронштадта. В результате войны Розовый павильон был практически разрушен, но две колонны из тивдийского мрамора южного фасада смогли уцелеть. На фотографии 1970 года обе колонны ещё стоят на месте, а уже на фотографии 1978/79 гг. одна из колонн исчезла. Предположительно в 1980-х гг. бесследно пропала последняя колонна из тивдийского мрамора Розового павильона.


Гравюра 19 века и фото 1950-х годов:


Колонна Розового павильона - проект современной скульптуры

На выставку "Луговой парк. Возрождение" скульптором Павлом Бережным подготовлен эскиз макета современной инсталляции - колонна у Розового павильона. Подробнее о макете и выставке - по ссылке

Ниже - AR-модель макеты скульптуры, которую можно поставить перед руинами Розового павильона с южного фасада.

AR-модель - это дополненная реальность, она открывается с телефона и размещается на любой плоской поверхности.
На компьютере модель можно посмотреть в формате 3D. Дополненная реальность открывается только с телефона.

Инструкция как открыть AR-модель c телефона - по ссылке
;; Макет колонны
Местоположение объекта на карте и на карте парка на сайте: