История дворцаРусский писатель Григорович возил в 1850-х гг. А. Дюма посмотреть Бельведер.
"Мы вновь сели на дрожки, закончили объезд островов и велели доставить нас к Бельведеру. Бельведер - последнее творение императора Николая; своей всемогущей рукой он замесил бронзу и гранит, как другой замешивает гипс и кирпич. К несчастью, это подано в стиле, внушающую больше мысль о мощи, нежели о вкусе. Поднятый на малом холме у деревни Baby-Gony - Бабы-Гони [Бабигон]; проясняю возможную этимологию ее названия - Бельведер по сравнению с ней огромен почти так же.
Император Николай в форме простого солдата, императрица и великие княжны в одежде простых крестьянок, приезжали туда выпить чаю и восхититься панорамой, открывающейся до самого моря. Еще одна имитация - Пти-Трианона. Оттуда имперская семья видела, левее некуда, Старый Петергоф - деревню голландских рыбаков, между Старым Петергофом и Бельведером - поле Саперов, а, бросив взгляды по этой линии вправо, - Пулково, обсерваторию, возведенную Брюлловым, братом художника. Обсерваторию и Бельведер разделяют 10 лье долины. Между Старым Петергофом и Пулковом, по ту сторону залива шириной в 10 лье просматривается синеватый силуэт Финляндии, подчеркнутый ровной линией горизонта. Затем, когда взгляд возвращается от залива к Бельведеру, справа замечаются купола Санкт-Петербурга, и среди них сверкает золотом Исаакий; слева большой английский парк; прямо - Новый Петергоф и, наконец, поле, усеянное руинами, присланными из Греции королем Отоном. Бедные руины изгнаны из Аттики, и они смотрятся такими же грустными, как и Овидий, сосланный к фракийцам!"
(Дюма А. Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию)
***
После смерти Николая I дворец использовался как домик для охот и пикников. Во дворце Бельведер, разворачивался любовный роман 48-летнего императора Александра II и совсем юной княжны Екатерины Долгоруковой. Во время свидания в этом дворце чудесным июльским вечером 1866 года Александр сказал Екатерине, ставшей его возлюбленной, что теперь он навсегда считает ее своей женой: «Сегодня, увы, я не свободен, но при первой возможности я женюсь на тебе, отселе я считаю тебя моей женой перед Богом, и я никогда тебя не покину». С тех пор свидания влюбленных часто проходили в Бельведере. Все было очень непросто. Но через 14 лет Александр II исполнил данное Екатерине обещание.
***
В одной из книг о Санкт-Петербурге и окрестностях начала 20 века говорилось, что около дворца на склоне холма цвела сирень, и «за гривенник можно было получить от сторожа большой букет сирени, а дать двугривенный — и он проведет по дворцу и на верхнем этаже, где колоннада, даст полюбоваться в подзорную трубу на залив, Кронштадт и Петербург».
***
После революционных событий 1917 г. во дворце находилась "здравница Академии Художеств". Побывавший в ней Георгий Иванов в рассказе «Карменсита» пишет:
"Я жил в доме отдыха, осенью, в Петергофе в 1920 году. Я пользовался этой пролетарской санаторией впервые и, признаюсь, с удовольствием. Даже больше, с некоторым ощущением «волшебного сна»... Посудите сами, девятьсот двадцатый год, холод, вобла, продовольственные карточки с знаменитым тридцать третьим купоном на гроб. - и вдруг, с самого утра, в натопленной столовой, на чистой скатерти горячий кофе - и настоящий притом.- и молоко (тоже настоящее), и сахар, и бутерброды... эти, впрочем, не всегда настоящие: иногда вместо сыра и колбасы на них была пленка черной, клейкой, пахнущей рыбьим жиром массы - моржевины...
<…>Фавны и купальщицы грустно глядели белыми глазами в светлое северное небо. Статуями этими, впрочем, любоваться рекомендовалось издали. Если подойти близко - то во рту одной торчал лихо залепленный окурок, другой приделаны запорожские усы, а третья не удовлетворила, должно быть, какого-нибудь отдыхающего пролетарского эстета условностью изображения, и он при помощи красного и синего карандаша бойко пририсовал ей все, что для полной натуральности ей недоставало.
<…> Бельведер. Вероятно, и не все петербуржцы знают его. Об остальных россиянах и говорить не приходится - не слышали, наверное. А между тем это, по справедливости, одно из красивейших, поэтичнейших мест в мире. Очень высокий обрыв. Вы незаметно приближаетесь к нему — местность повышается так отлого, что, придя к цели, вы поражены: вы просто гуляли и вдруг оказались на «чудной высоте», высоко над какой-то равниной, за которой зеленеет море и видно на десятки верст кругом. Налево медное солнце садится за кажущимся черным скалистым островом Кронштадт; направо, вдали, то же солнце последними лучами играет на золотом куполе Исаакия. А видите вы все это не просто с обрыва, а с широкой площадки огромного мраморного храма, у подножия которого цепенеют в памятных петербуржцу позах бронзовые кони и всадники Клодта, кстати, знаменитые в копии. Подлинники этого «ложноклассического» шедевра не те, что на Фонтанке, а именно эти, у Бельведера.
<…> Итак, закат, морс, широкий вид, золотой купол Исаакия вдалеке, ионические колонны, черные кони, встающие на дыбы, и полное безлюдье кругом. Чтобы дать понятие о непосещаемости этого места, скажу, что ни одной похабной надписи ни синим, ни красным карандашом я не встретил на серо-розовой мраморной облицовке Бельведера - вещь по тем временам неслыханная. " (Георгий Иванов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2.)
***
В 1927 году павильон Бельведер стал центром военных маневров ленинградских профсоюзов. Маневры были основаны на учениях выбивать противника с "высоты" (Бабий Гон). Вход применялась как артиллерия, так и авиация.
После этого до начала Великой отечественной войны Бельведер стоял бесхозным. Вот что писал архитектор Н.Ф. Терентьев в своем рапорте от 14 марта 1936 года в управление петергофских музеев: "Бронзовые группы юношей, укрощающих коней, нуждаются в реставрации, так как во многих местах имеют пулевые отверстия изощрявшихся в стрельбе".
***
В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но в отличие от других построек Лугового парка, в 1950-х годах был восстановлен и до распада СССР снова использовался как санаторий.
***
Краткую историю современной реконструкции Дворца Бельведер из двух частей можно прочитать по ссылкам
https://peterhoflugovoy.ru/pr01 и
https://peterhoflugovoy.ru/pr02С 2018 года доступ во дворец закрыт, он четвертую зиму стоит без отопления и разрушается. Его хотели передать в управление РПГУ им. Герцена, но так и не передали. Мы хотим организовать в помещении Бельведера арт-пространство, которого так не хватает на Бабигонских высотах.
Прогуляться по дворцу можно на
Яндекс-Панорамах , вы можете увидеть, как дворец выглядел в 2018 году.
***
Территория около Бельведера огорожена забором, но пройти посмотреть дворец вблизи и погулять по территории частным порядком можно.
Современные фото: