Луговой парк Петергофа
сохраненная достопримечательность

Дворец "Бельведер"

Belvedere — «прекрасный вид»

Венчая композицию Лугового парка, на самой высокой точке петергофских окрестностей - Бабигонском холме, возвышается здание дворца Бельведер. С верхней галереи Бельведера открываются бескрайние перспективы окрестностей и Финский залив.

Павильон был возведен архитектором А.И.Штакеншнейдером на месте ранее существовавшего здесь Сельского приказного дома - фактически небольшого деревянного дворца в «русском» стиле.

Сад с прямоугольно­лучевой планировкой, разбитый перед этим домом в 1840-х гг., при строительстве Бельведера был сохранен.

Из воспоминаний Александра Бенуа:
"Первый из трех, бабигонских холмов украшен дворцом Бельведер, высоко подымающимся своей колоннадой из синеватого мрамора над всей местностью. И тут пикниковая традиция требовала остановки, и снова все, кроме старушек, разбредались по террасам сада, в котором стояли совсем такие же бронзовые кони, как те, что украшают Аничков мост.

А сверху, с балкона Бельведера, открывался на все стороны прославленный и действительно изумительный вид — вовсе не какой-либо унылый финский пейзаж, а самый подлинный российский с нежными тенями облаков, скользящими по мягко-волнистым полям, с разноцветными золотистыми нивами, зелеными лугами и темными лесами. В сторону Петергофа из-за деревьев торчала готическая башня «папиного» вокзала и сверкали купола Большого дворца, а вдали за горизонтом яркой звездой в лиловатой дымке сиял купол Исаакия...".

Гравюры 19 века и дореволюционные фотографии:
Сельский приказный дом. Литография Ф.П.Бореля по рис. К.К.Циглера фон Шафгаузена, 1853.
М..Зичи. Николай I на Бабигоне. 1853. ГМЗ Петергоф. На заднем плане церковь Святой Александры на Бабигоне, а император изображен рядом с Сельским приказным домом.
Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена
Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена
Скульптуры у дворца "Бельведер"

По сторонам здания в 1856 г. были установлены на высоких постаментах две гальванопластические группы П. Клодта "Укротители коней". Копии скульптур с Аничкова моста были изготовлены гальванопластическим способом художником Гамбургером. Были установлены два коня из четырех - на которых человек покоряет коня. В годы войны скульптуры бесследно исчезли. По легенде, они закопаны вместе со скульптурой Нила где-то на Бабигонских высотах.

***
Портик переднего фасада поддерживается кариатидами из сердобольского гранита, работы Теребенева; от портика сход в сад по гранитным ступеням. Кариатиды выдержали испытания временем, и до сих пор украшают дворец.

***
Здание Бельведера поднято на массивном стилобате из монолитных гранитных блоков. На площадку стилобата с восточного фасада ведет двухмаршевая гранитная лестница, по сторонам которой стояло шесть мраморных скульптур.
Согласно разработанному архитектором А. И. Штакеншнейдером проекту, «Антиной» вместе с тремя статуями («Аполлино», «Вакх», «Венера Медицейская») из Большого зала Таврического дворца, были использованы в 1856 году для украшения наружной парадной лестницы петергофского павильона Бельведер в Луговом парке.
Они были перемещены в Нижний парк Петергофа еще до войны. Статуя «Венера Медицейская» украшает главный каскад.
Скульптура "Антиной" - в 1937 году она была установлена в Нижнем парке, в начале Монплезирской аллеи, со стороны площади перед каскадом «Шахматная гора». В убранстве Нижнего парка Петергофа представлены еще две реплики: мраморная статуя «Антиной» в Китайском садике и бронзовая золоченая статуя на западной лестнице Большого каскада.
Скульптура «Аполлино» - в 1937 году установлена в Нижнем парке, в начале Монплезирской аллеи, со стороны площади перед каскадом «Шахматная гора».
Скульптура "Вакх" - в марте 1930 года статуя вывезена из Бельведера и установлена на Марлинском участке. 28 мая 1949 года перемещена на Монплезирскую аллею и установлена на газоне у западного Вольера на место, где стояла утраченная в войну статуя «Туснельда»
Сохранившиеся вазы, украшавшие ограду дворца, были перенесены к Ольгину павильону.

***
Перед портиком на пьедестале стояла художественная бронзовая группа, подаренная императору Николаю І-му, в 1854 г. прусским королём. Это перемещенный в 1857 году из убранства Царицына острова «Охотник, поверженный барсом» Ю. Франца по повелению императора Александра II. Группа эта состоит из трёх фигур: полулежащего скифа, барса вонзившего в скифа свои когти и собаки, ухватившейся за ухо барса и оттягивающей его в сторону. Она тоже исчезла в военное время, как и все бронзовые скульптуры. Полагают, что группа эта, присланная во время восточной войны 1854-1856 г. имела современный аллегорический смысл: Скиф - изображает Россию; барс Австрию, а собака (эмблема верности), - дружественное отношение Пруссии к России. Ниже - фотография такой же скульптуры из замка Германии.

***
"По отлогости бабьегонских высот располагаемы были на лето, лагерем лейб-гвардии саперный батальон и рота воспитанников инженерного училища, которые в продолжение всего лагерного времени вместе с саперами участвовали во всех практических сапёрных и минных работах. Там же в поле близ дороги на огромном, диком камне красуется колоссальный медный орел с распростертыми крыльями, работы профессора барона Клодта. Под орлом на камне медная доска с надписью: «подвигам лейб-гвардии сапёрного батальона». Орел поставлен по повелению императора Николая І в 1852 г. Памятник простоит до 1899 г. и затем будет перевезен в Петербург и установлен перед батальонной церковью. После на месте церкви построили метро "Чернышевская", и скульптура бесследно исчезла. Камень-постамент остался в Петергофе, и его можно найти в заросшем парке около Бельведера. Ниже - фото скульптуры у церкви Косьмы и Дамиана лейб-гвардии саперного батальона.

***
На территории около дворца до сих пор находят мраморные обломки от скульптур, некогда украшавших дворец.

Фотографии начала 20 века:
Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена
Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена

Скульптура Клодта как AR-модель

На конкурсе "Луговой парк. VR-вдохновение" команда Lucky из Воронежа создала модель скульптуры коня Клодта.
Подробнее о команде и задании - по ссылке

Ниже - AR-модель, которую можно поставить на пьедестал, как на фото.

AR-модель - это дополненная реальность, она открывается с телефона и размещается на любой плоской поверхности.
На компьютере модель можно посмотреть в формате 3D. Дополненная реальность открывается только с телефона.

Инструкция как открыть AR-модель c телефона - по ссылке
<; Конь Клодта
Бельведер. Литография П.Ф.Бореля по рисунку К.К.Циглера фон Шафгаузена
История дворца

Русский писатель Григорович возил в 1850-х гг. А. Дюма посмотреть Бельведер.
"Мы вновь сели на дрожки, закончили объезд островов и велели доставить нас к Бельведеру. Бельведер - последнее творение императора Николая; своей всемогущей рукой он замесил бронзу и гранит, как другой замешивает гипс и кирпич. К несчастью, это подано в стиле, внушающую больше мысль о мощи, нежели о вкусе. Поднятый на малом холме у деревни Baby-Gony - Бабы-Гони [Бабигон]; проясняю возможную этимологию ее названия - Бельведер по сравнению с ней огромен почти так же.
Император Николай в форме простого солдата, императрица и великие княжны в одежде простых крестьянок, приезжали туда выпить чаю и восхититься панорамой, открывающейся до самого моря. Еще одна имитация - Пти-Трианона. Оттуда имперская семья видела, левее некуда, Старый Петергоф - деревню голландских рыбаков, между Старым Петергофом и Бельведером - поле Саперов, а, бросив взгляды по этой линии вправо, - Пулково, обсерваторию, возведенную Брюлловым, братом художника. Обсерваторию и Бельведер разделяют 10 лье долины. Между Старым Петергофом и Пулковом, по ту сторону залива шириной в 10 лье просматривается синеватый силуэт Финляндии, подчеркнутый ровной линией горизонта. Затем, когда взгляд возвращается от залива к Бельведеру, справа замечаются купола Санкт-Петербурга, и среди них сверкает золотом Исаакий; слева большой английский парк; прямо - Новый Петергоф и, наконец, поле, усеянное руинами, присланными из Греции королем Отоном. Бедные руины изгнаны из Аттики, и они смотрятся такими же грустными, как и Овидий, сосланный к фракийцам!"
(Дюма А. Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию)

***
После смерти Николая I дворец использовался как домик для охот и пикников. Во дворце Бельведер, разворачивался любовный роман 48-летнего императора Александра II и совсем юной княжны Екатерины Долгоруковой. Во время свидания в этом дворце чудесным июльским вечером 1866 года Александр сказал Екатерине, ставшей его возлюбленной, что теперь он навсегда считает ее своей женой: «Сегодня, увы, я не свободен, но при первой возможности я женюсь на тебе, отселе я считаю тебя моей женой перед Богом, и я никогда тебя не покину». С тех пор свидания влюбленных часто проходили в Бельведере. Все было очень непросто. Но через 14 лет Александр II исполнил данное Екатерине обещание.

***
В одной из книг о Санкт-Петербурге и окрестностях начала 20 века говорилось, что около дворца на склоне холма цвела сирень, и «за гривенник можно было получить от сторожа большой букет сирени, а дать двугривенный — и он проведет по дворцу и на верхнем этаже, где колоннада, даст полюбоваться в подзорную трубу на залив, Кронштадт и Петербург».

***
После революционных событий 1917 г. во дворце находилась "здравница Академии Художеств". Побывавший в ней Георгий Иванов в рассказе «Карменсита» пишет:
"Я жил в доме отдыха, осенью, в Петергофе в 1920 году. Я пользовался этой пролетарской санаторией впервые и, признаюсь, с удовольствием. Даже больше, с некоторым ощущением «волшебного сна»... Посудите сами, девятьсот двадцатый год, холод, вобла, продовольственные карточки с знаменитым тридцать третьим купоном на гроб. - и вдруг, с самого утра, в натопленной столовой, на чистой скатерти горячий кофе - и настоящий притом.- и молоко (тоже настоящее), и сахар, и бутерброды... эти, впрочем, не всегда настоящие: иногда вместо сыра и колбасы на них была пленка черной, клейкой, пахнущей рыбьим жиром массы - моржевины...
<…>Фавны и купальщицы грустно глядели белыми глазами в светлое северное небо. Статуями этими, впрочем, любоваться рекомендовалось издали. Если подойти близко - то во рту одной торчал лихо залепленный окурок, другой приделаны запорожские усы, а третья не удовлетворила, должно быть, какого-нибудь отдыхающего пролетарского эстета условностью изображения, и он при помощи красного и синего карандаша бойко пририсовал ей все, что для полной натуральности ей недоставало.
<…> Бельведер. Вероятно, и не все петербуржцы знают его. Об остальных россиянах и говорить не приходится - не слышали, наверное. А между тем это, по справедливости, одно из красивейших, поэтичнейших мест в мире. Очень высокий обрыв. Вы незаметно приближаетесь к нему — местность повышается так отлого, что, придя к цели, вы поражены: вы просто гуляли и вдруг оказались на «чудной высоте», высоко над какой-то равниной, за которой зеленеет море и видно на десятки верст кругом. Налево медное солнце садится за кажущимся черным скалистым островом Кронштадт; направо, вдали, то же солнце последними лучами играет на золотом куполе Исаакия. А видите вы все это не просто с обрыва, а с широкой площадки огромного мраморного храма, у подножия которого цепенеют в памятных петербуржцу позах бронзовые кони и всадники Клодта, кстати, знаменитые в копии. Подлинники этого «ложноклассического» шедевра не те, что на Фонтанке, а именно эти, у Бельведера.
<…> Итак, закат, морс, широкий вид, золотой купол Исаакия вдалеке, ионические колонны, черные кони, встающие на дыбы, и полное безлюдье кругом. Чтобы дать понятие о непосещаемости этого места, скажу, что ни одной похабной надписи ни синим, ни красным карандашом я не встретил на серо-розовой мраморной облицовке Бельведера - вещь по тем временам неслыханная. " (Георгий Иванов. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2.)

***
В 1927 году павильон Бельведер стал центром военных маневров ленинградских профсоюзов. Маневры были основаны на учениях выбивать противника с "высоты" (Бабий Гон). Вход применялась как артиллерия, так и авиация.
После этого до начала Великой отечественной войны Бельведер стоял бесхозным. Вот что писал архитектор Н.Ф. Терентьев в своем рапорте от 14 марта 1936 года в управление петергофских музеев: "Бронзовые группы юношей, укрощающих коней, нуждаются в реставрации, так как во многих местах имеют пулевые отверстия изощрявшихся в стрельбе".

***
В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но в отличие от других построек Лугового парка, в 1950-х годах был восстановлен и до распада СССР снова использовался как санаторий.

***
Краткую историю современной реконструкции Дворца Бельведер из двух частей можно прочитать по ссылкам https://peterhoflugovoy.ru/pr01 и https://peterhoflugovoy.ru/pr02

С 2018 года доступ во дворец закрыт, он четвертую зиму стоит без отопления и разрушается. Его хотели передать в управление РПГУ им. Герцена, но так и не передали. Мы хотим организовать в помещении Бельведера арт-пространство, которого так не хватает на Бабигонских высотах.

Прогуляться по дворцу можно на Яндекс-Панорамах , вы можете увидеть, как дворец выглядел в 2018 году.

***
Территория около Бельведера огорожена забором, но пройти посмотреть дворец вблизи и погулять по территории частным порядком можно.

Современные фото:
фото 2012 года
современное фото
фото 2012 года
современное фото
фото 2012 года
современное фото
Репортаж канала "Санкт-Петербург" 2018 года, до того, как дворец закрыли.
Интересные видеорепортажи о дворце Бельведер:
Дворец на Бабигонских высотах Петергофа (канал "История Петергофа")
Полет над дворцом Бельведер (канал Archeoclub)
Местоположение объекта на карте и на карте парка на сайте: