Мировая премьера балета «Ундина, или Наяда» на музыку
Цезаря (Чезаре) Пуни в хореографии
Жюля Перро состоялась в Лондонском Королевском театре 22 июня 1843 года. Партию Ундины исполняла знаменитая Фанни Черрито, Маттео — Жюль Перро. В 1851 году хореограф перенес свой балет в Петербург под названием «Наяда и рыбак». Партию Наяды исполняла
Карлотта Гризи, а партию Маттео, так же как и на премьере в Лондоне, сам Жюль Перро.
«Переделки Перро для петербургской сцены, — отмечал историк балета
Юрий Слонимский, — скажем откровенно, ухудшили простой и законченный по линиям лондонский спектакль, затемнили даже его содержание. Видимо, перемены диктовались владычицей сердца и ума Перро Карлоттой Гризи, исполнительницей в Петербурге роли Ундины. Характер ее дарования требовал других сценических красок, нежели Черрито. А может быть, не обошлось дело и без цензуры, свирепствовавшей именно в эти годы. Ведь в изъятой четвертой картине балетмейстер превращал народную пляску в молитву, молитву — в пляску, а деву Марию подменял Ундиной. Это отчасти шокировало зрителей даже в Лондоне».
В июле того же года Перро показал свой балет в Петергофе в день именин одного из членов Императорской семьи. «На берегу залива, — писал современник, — был возведен помост, на котором происходило действие. Но в морских сценах наяды перемещались в лодки в виде раковин и плыли по морской глади, окруженные естественной декорацией — деревьями, среди которых красовались тропические растения. Погода благоприятствовала задуманному представлению, а луна освещала происходящее на сцене».
Источник и полный текст про балет -
https://www.belcanto.ru/ballet_naiade.html