Луговой парк и фонтанный водовод
Выставка "Луговой парк. Возрождение"
РОЗОВЫЙ ПАВИЛЬОН
Архитектурный макет
Проект адаптации и музеефикации руинированного объекта для безопасного посещения публики.
КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННОЙ МУЗЕЕФИКАЦИИ РОЗОВОГО ПАВИЛЬОНА
В ЛУГОВОМ ПАРКЕ ПЕТЕРГОФА

Цель разработки концепции:

1. Обеспечения безопасного доступа на объект посетителей посредством временной музеефикации руин Розового павильона в Луговом парке.

2. Предложение вариантов популяризация истории и архитектуры Розового павильона и Лугового парка традиционными и современными средствами скульптуры, дизайна и иных искусств в рамках временной музеефикации объекта.

3. Перспективное предложение по постоянной музеефикации Розового павильона, в случае принятия решения об отказе его восстановления.

Проблематика:

В настоящее время пригороды Санкт-Петербурга изобилуют значительным количеством ценных объектов культурно-исторического наследия, находящихся в руинированном и заброшенном состоянии. В силу различных причин многие из них не подлежат реставрации и восстановлению в ближайшее время или обозримом будущем. Между тем, данные объекты продолжают оставаться культурным наследием региона, имеют значительный исторический и познавательный интерес. Облегчение цифрового доступа к информации с одновременным ростом мобильности привлекают к данным объектам все больше и больше туристов. В подавляющем случае это люди относительно молодого возраста. При этом возникает противоречие: государственные структуры не имеют в настоящий момент возможности восстановить или законсервировать данные исторические объекты, а население проявляет к ним растущий интерес. Не музеефицированные, то есть не адаптированные для посещения и осмотра руинированные объекты становятся центром притяжения неорганизованного местного туризма. Памятники разрушаются, вытаптываются, захламляются, а их посещение в силу аварийного состояния небезопасно. Одним из ярких примеров подобных объектов являются руины Розового павильона в Луговом парке Петергофа. Возможным решением адаптации объекта в существующем состоянии для неорганизованных посещений является его временная музеефикация.

Предложение:

Традиционно, восстановление и возвращение исторических объектов в интерактивный культурный оборот имеет некоторые условные этапы:

1. Руинированное (археологическое) состояние.

2. Научное исследование.

3. Консервация, реставрация и восстановление объекта или музеефикация консервированных руин как с частичным восстановлением, так и без.

Настоящая концепция предлагает реализацию промежуточного варианта, заключающийся во «временной музеефикации» объекта на стадии руинированного (археологического) состояния. С одной стороны, он не является сложным и экономически затратным, что выгодно отличает его от дорогостоящих и длительных мероприятий классических 2 и 3-го этапов. С другой, он сразу начинает решать основную проблему – обеспечивает безопасный осмотр объекта и одновременно сохраняет его от последствий нерегулируемого антропогенного воздействия. При дополнительном соответствующем информационном наполнении ( информационные стенды, QR коды со ссылкой на историко-информационные электронные ресурсы и др.) объект начинает возвращаться в современное культурно-информационное пространство.

В дальнейшем, при определении стратегии сохранения объекта вне зависимости от восстановления или постоянной музеефикация консервированных руин, элементы временной музеефикации легко демонтируются, без причинения ущерба памятнику.

Мероприятия этапа «временной музеефикации»:

В настоящее время объект историко-культурного наследия «Розовый павильон» находится в руинированном состоянии. Сохранившиеся кирпичные конструкции размещаются под открытым небом и продолжают разрушаться. Наблюдается выпадение кирпичей из перемычек, шаткость некоторых стен и простенков, внутренние помещения завалены разрушившимися конструкциями. Исторические отметки полов, лестниц и уровней скрыты наносным грунтом, оплывами и продуктами разрушения.

С целью сохранения культурного слоя до будущих научно- археологических исследований, предлагаемые мероприятия не предусматривают расчистку объекта. По существующим уровням в наиболее информационно интересных помещениях, террасах и галереях укладываются деревянные настилы, устраиваются лестницы и рампы, выставляемые на регулируемых опорах. По периметру, в опасных местах в целях безопасности устанавливаются ограждения высотой 1.2 м. Деревянные элементы конструкций предварительно обрабатываются антисептиками и антипиренами. Особо опасные аварийные элементы конструкций (проемы, перемычки, простенки) дополнительно укрепляются временными деревянными обоймами, раскосами и подпорками, без крепления к ним. Элементы информационной системы (навигация, историческая информация, правила поведения на объекте) устанавливаются в виде отдельных стендов и табличек. По периметру объекта в случае необходимости размещаются скамьи, урны и навесы от осадков.

Музеефицированный по предлагаемой временной схеме объект может быть использован для проведения временных культурных мероприятий и акций, в том числе для организации экспозиций современных артобъектов.

Все решения по временной музеефикации, представленные в настоящей концепции, имеют принципиальный, обсуждаемый характер. По результатам утверждения и согласования концепции в установленном порядке, при получении необходимых исходных разрешений, разрабатывается детализированная Проектно-сметная документация.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В случае принятия в перспективе решения о нецелесообразности восстановления Розового павильона в первоначальном виде, в настоящем приложении предлагается альтернативный вариант возможной будущей постоянной музеефикации объекта.

В современной международной практике широко применяется принцип архитектурно-художественного осмысления исторических объектов, сохраняющихся в законсервированном руинном состоянии. Наряду с традиционной музеефикацией, памятник превращается в арт объект, встраиваясь в систему современной туристической инфраструктуры. Вместо навсегда утраченных элементов создаются разнообразные «арт реконструкции», придающие объекту новые культурные смыслы, при этом сохраняется диалог с прошлым.

В качестве одного из решений, в отношении Розового павильона возможно воссоздание в виде контуров исторических объемов здания, например башни, вплоть до создания на ее уровнях действующих видовых площадок, для обзора перспектив и ландшафта Лугового парка. Перспективно и воссоздание скульптур, вазонов и пергол на исторических местах, с заменой навсегда утраченных оригиналов не копиями, а современными артефактами, тематически связанными с «гением места». Уникальная особенность Розового павильона в том, что даже в виде руин памятник выглядит органично в ландшафтно-водных композициях Лугового парка. Романтические руины – традиционный элемент романтических пейзажных парков XVIII-XIX веков. Но в отличие от искусственных руин «обманок», руины Розового павильона подлинные. Помимо богатой истории эпохи «золотого века» российского паркостроительства, памятник напоминает нам и о бесславном периоде упадка и небрежения.

1
Аналоги

Вариант 1
Пример «Контурной реконструкции» утраченных элементов памятника
Вариант 2
Пример реконструкция памятника с сохранением оригинальных элементов
Вариант 3
Музеефикация руин памятника с условным «воссозданием» кровли современными конструкциями и материалами.
Вариант 4
Устройство артобъекта на территории памятника.
2
Иллюстрации к проекту
3
AR-модель макета ревитализации Розового павильона
К выставке подготовлена AR-модель макета павильона, которую можно поставить на любую плоскую поверхность. Чтобы представить идею архитектора, ее надо установить на месте руин Розового павильона в Луговом парке.

AR-модель - это дополненная реальность, ее можно открыть с телефона и разместить в существующем пространстве.
На компьютере можно посмотреть модель в формате 3D. Дополненная реальность открывается только с телефона.

Инструкция как открыть AR-модель c телефона - по ссылке
;; Макет ревитализации Розового павильона
4
Фотографии макета с выставки

Рустам Вафеев
    • Специалист по археологической реставрации и архитектуре.
    • Участник археологических программ Государственного Эрмитажа в Средней Азии.
    • Участник проектов по сохранению исторического наследия города Уральска.
    • Автор архитектурного решения памятника авиаторам Ленинградского фронта на ул. Савушкина в Санкт-Петербурге
    • https://www.youtube.com/watch?v=LJP8llmi7-
Полина Малахова
    • Создатель макета и визуализатор архитектурной идеи
    • Закончила Санк-Петербургскую академию художеств им. Репина
    • Архитектор бюро "Проектная культура"

Макет "Розовый павильон"
архитектор Рустам Вафеев
автор макета Полина Малахова